Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В очередь на реставрацию. Опыт восстановления разрушенных храмов в Смоленской области

В очередь на реставрацию. Опыт восстановления разрушенных храмов в Смоленской области
Версия для печати
7 марта 2019 г. 13:49

Теме восстановления храмов, значительная часть которых относится к объектам культурного наследия (ОКН), уделяется все больше внимания. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла уже в 100 епархиях учреждена должность древлехранителя, вопрос возрождения поруганных святынь находится под пристальным вниманием Патриаршего совета по культуре, государство выделяет средства на их восстановление. На православных телеканалах и в печатных СМИ появились новые рубрики, посвященные этой теме. Да и просто неравнодушные люди собирают средства в соцсетях и занимаются краеведческой работой. Как этот вопрос решается на примере отдельной епархии, с какими проблемами приходится сталкиваться епархиальному древлехранителю и на чью помощь он может рассчитывать, «Журналу Московской Патриархии» (№ 1, 2019) рассказал руководитель архитектурно-строительного отдела, древлехранитель Смоленской епархии Александр Дубровский (PDF-версия).

— Александр Александрович, насколько реально создание в епархиях собственной программы восстановления храмов? Есть ли такая в Смоленской епархии?

— Как таковой программы у нас нет, потому что это предполагает не только сбор информации о состоянии храмов, составление технической документации, но и регулярное финансирование работ по восстановлению. Пока же все зависит от частных благотворителей и от того, вошел ли тот или иной храм в программу Министерства культуры РФ «Культура России», в рамках которой государство финансировало работы по восстановлению ОКН (в 2018 году программа завершена. — примеч. ред.). Тем не менее мы вместе с Управлением по культурному наследию Департамента Смоленской области по культуре и туризму составили реестр всех храмов Смоленской области, в том числе и руинированных. То есть все храмы переписаны, определена степень разрушения каждого из них (см. справку), составлен список приоритетных для реставрации храмов.

Первыми в этом списке идут храмы, стоящие в городской черте Смоленска.

Раз в год, когда выделяются средства, в епархии проходят совещания и определяется, на какой храм из названного списка эти средства пойдут с учетом объема реставрационных работ. Кроме того, на это решение влияют такие вещи, как согласованность всей проектной документации, наличие собственника на землю и здание, есть ли при этом храме община (о порядке получения финансовой господдержки см. справку).

Каждый храм, стоящий в списке на реставрацию, закреплен за своим благочинием, и за ним присматривает служащий неподалеку священник. Раз в полгода сотрудники епархиального Архитектурно-строительного отдела вместе с ним инспектируют храм.

Вся эта работа осуществляется по благословению Святейшего Патриарха и митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора.

— Много ли в Смоленской митрополии храмов в руинированном состоянии, до которых пока не дошли руки?

— Порядка 60% (см. справку), в основном они находятся в вымирающих селах. Мы их консервируем, что позволяет храму простоять еще 10-15 лет. Восстанавливать и содержать их очень дорого, так как нет своего прихода. Среди этих храмов есть и такие, от которых остались лишь остовы стен или фундамент, например, кладбищенские. К сожалению, в аварийной категории есть даже исторически значимые ОКН, но нет ресурсов для их восстановления.

Например, церковь Успения Пресвятой Богородицы (середина XVIII века) в деревне Любавичи Руднянского района Смоленской области. Она выполнена в стиле виленского барокко, перестроена из униатской церкви в православную. Успенская церковь в Любавичах выделяется динамизмом и легкостью архитектурной массы, криволинейностью форм. На территории России таких храмов только два: один у нас, другой в Псковской области. Этот уникальный памятник требует комплексного подхода — начиная с консервации, изучения архивных документов, разработки проекта реставрации, выделения средств и заканчивая непосредственно самим процессом реставрации. В 2019 году мы планируем начать сбор необходимого пакета документов, чтобы включить Успенский храм в программу по выделению средств федерального бюджета на проектные и реставрационные работы.

Другой архитектурный памятник, который необходимо восстановить как можно быстрее — это церковь Архангела Михаила в усадьбе Барышниковых (село Алексино Дорогобужского района Смоленской области) 1818 года постройки. Ее архитектор — Матвей Федорович Казаков, тот самый, что построил Сенатский дворец в Московском Кремле и первое здание Московского университета. Сегодня в селе живет около 400 человек. Храм находится в аварийном состоянии, служить там нельзя. В его склепе — усыпальница рода Барышниковых. В советское время церковь была разграблена, но сохранились фрагменты лепнины и фресок, барельефы на фасаде. В 1970-1980-х годах в храме заменили кровлю. Рядом находится еще один храм — в честь Андрея Стратилата, в котором проводятся службы. Его настоятель, священник Алексий Куликов, присматривает за храмом Архангела Михаила.

Своими силами

— Вы упомянули частных благотворителей. Как вы их находите?

— Есть неравнодушные люди, которые информируют наш отдел о состоянии храмов. Они звонят, приходят, предлагают свою помощь в их восстановлении. Мы с ними это обсуждаем, выясняем, на каком этапе возможна их помощь — и физическая, и материальная, с учетом средств, которые они могут собрать. К сожалению, это незначительные суммы. Но иногда, благодаря их работе, находится кто-то и из состоятельных людей, готовый пожертвовать свои средства. Часто это те, кто родился в этом селе или имеют здесь дома.

Так было, например, с храмом Казанской иконы Божией Матери в деревне Рай Смоленского района Смоленской области. Его восстанавливают на средства неравнодушных граждан, а именно предпринимательницы Кудашовой Надежды Николаевны, проживающей недалеко от храма. Кстати, этот храм — единственный пример архитектуры зрелого классицизма на Смоленщине. Созданный в 1818 году по проекту выда­ющегося архитектора М.Н. Слепнева, он вобрал в свое внешнее и внутреннее убранство лучшие черты классического стиля XVIII века.

Церковь и музеи

— Сталкиваетесь ли вы с трудностями в вопросах возвращения Церкви когда-то принадлежавших ей храмов?

— К счастью, этот процесс уже сдвинулся с мертвой точки. Все объекты, которые митрополия просит вернуть, постепенно возвращаются в собственность Церкви. Трудности тут только в оформлении документов. Но администрация Смоленской области в лице губернатора А.В. Островского нам всецело в этом помогает. Так, в июле 2018 года Церкви вернули смоленский кафедральный Успенский собор. До этого он находился у Церкви в пользовании. Сейчас готовится к передаче Спасская церковь (ул. Реввоенсовета, 13), пока там общежитие. Вопрос находится на контроле у нашего владыки. С другой стороны, как я уже говорил, если у храма нет прихода, а он в аварийном состоянии, то содержать и восстанавливать его для епархии очень дорого. И, если есть возможность, мы ограничиваемся его консервацией.

— Есть ли проблемы в отношениях с музейным сообществом?

— Да, есть некоторые трудности с возвращением церковных богослужебных предметов, изъятых у Церкви в 1922 году. Это облачения, потиры, дискосы, лжицы, мощевики и др. Это порядка 277 предметов. Они хранятся в нашем Смоленском краеведческом музее-заповеднике и в его фондах. Было больше, но часть разграбили немецкие оккупанты во время Великой Отечественной войны. До сих пор неизвестно, например, где икона Смоленской Богоматери, которая была написана, по преданию, евангелистом Лукой и находилась в соборе на месте нынешней надвратной иконы. По одной версии, ее кто-то унес перед тем, как город захватили немцы, по другой — немцы забрали ее с собой при отступлении.

Иногда эти церковные предметы, хранящиеся в фондах, экспонируются на выставках. Но когда мы просим вернуть их в храм, музейные службы отказываются. Они убеждены, что принадлежность этих предметов Церкви не доказана. Тогда мы предложили совместное ­экспонирование предметов религиозного назначения на условиях музея. Ведь эти ценности сейчас пылятся в фондах, так как бюджетных средств на реставрацию нет, как и нет площадей для их экспонирования. Эту идею службы музея также не поддержали. Чтобы как-то сдвинуть с мертвой точки этот вопрос, мы начали взаимодействовать с Департаментом Смоленской области по культуре и туризму, к ведомству которого относится музейный фонд. Сейчас готовим обращение на имя губернатора.

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор поставил перед нами задачу создать на территории Соборной горы (ансамбль зданий и сооружений церковного назначения, место расположения кафедрального Успенского собора Смоленской епархии. — Примеч. ред.) древлехранилище и музей. Экспонаты для музея уже собраны, часть из них находится в Успенском соборе, часть — в наших запасниках. Формируем понемногу фонд, подбираем помещение, разрабатываем концепцию устройства и функционирования музея и древлехранилища. Как только появилась эта информация, к нам обратились смоленские коллекционеры с предложением разместить в епархиальном музее их уникальные коллекции серебряных предметов, икон, напрестольных Евангелий, крестов, монет и других предметов.

Недобросовестный подрядчик

— На первой конференции епархиальных древлехранителей, которая прошла более чем полгода назад, многие из выступавших говорили о проблеме недобросовестных подрядчиков, которые нарушают установленные порядки при проведении реставрационных работ. Коснулось ли это Смоленской области?

— Мы тут не исключение. И это настоящая беда. Как известно, после того как храм выставляется на реставрацию, проводится конкурс среди подрядчиков. И иногда побеждают те компании, которые нанимают неаттестованных специалистов. Вред, который они могут нанести, трудно оценить.

В 2017 году, например, был такой случай. Конкурс на реставрацию Рождественской церкви Загородной усадьбы смоленских митрополитов (Смоленский район, деревня Михновка) выиграла организация ООО «Ремстройсоюз». Они запросили ключи от храма, в ответ я попросил их показать необходимые документы, разрешающие работу на объекте (проект производства работ, разрешение на производство работ по сохранению ОКН, выданное Департаментом Смоленской области по культуре и туризму, список аттестованных в Минкультуры специ­алистов-реставраторов). Ничего этого у них не было, тем не менее они приступили к работам. Совершая объезды храмов, мы обнаружили, что среди рабочих нет ни одного аттестованного специалиста. На вопрос — кто из них старший, было сказано: «Здесь все старшие». Когда я попросил предъявить мне разрешение на право проведения работ на объекте культурного наследия, находящемся в безвозмездном пользовании Смоленской епархии, мне ответили: «Мы ничего не знаем, нас набрали на одном из сайтов».

Пришлось вызвать наряд полиции, чтобы составить протокол правонарушения и запретить все работы. Но на следующий день, что удивительно, эти люди продолжили там работать. Мы снова вызвали наряд полиции, я написал заявление в прокуратуру, началось разбирательство. В итоге прокуратура рекомендовала Министерству культуры как государственному заказчику расторгнуть контракт с недобросовестным подрядчиком. Процесс шел долго, но в итоге контракт с этой организацией был расторгнут, а работы остановлены в течение месяца. И хотя была сбита часть штукатурного слоя и фрески, прокуратура не нашла в их действиях состава преступления. Но, с нашей точки зрения, урон памятнику был нанесен большой. К счастью, у нас сохранились фото этих фресок, будем их воссоздавать. И это не единичный случай! Аналогичные ситуации у нас были в 2016-2017 годах.

— Что бы Вы посоветовали своим коллегам, если они столкнутся с такой ситуацией?

— Первое, всегда действовать в рамках законодательства. Второе, если подрядной организацией при реставрации, например, уничтожаются фрески, элементы декора, т.е. нарушено федеральное законодательство, обязывающее все это сохранять, то нужно обращаться за поддержкой в местный орган охраны памятников. Третье, если подрядная организация нарушила какие-то пункты государственного контракта (например, работают неаттестованные специ­алисты), то за помощью обращаться к государст­венному заказчику (Дирекции по реконструкции, строительству и реставрации при Министерстве культуры РФ) и к специалисту технического надзора (определяется госзаказчиком), который имеет право остановить все работы и выдать предписание этой подрядной организации. Кроме того, обо всех случаях нарушений необходимо уведомить Финансово-­хозяйственное управление Московской Патриархии. Если все это сделано, но подрядчик продолжает работы и нарушает законодательство, то нужно обращаться в правоохранительные органы.

Помните, что вы — пользователь. А значит, равноправный участник реставрационного процесса, имеющий и права, и обязанности, главная из которых — не навредить памятнику, сохранить исторические ценности, сделать все возможное для улучшения его технического состояния.

— Какие еще проблемы Вы как древлехранитель могли бы назвать?

— Казалось, что одна из проблем — это недостаток специалистов по консервации храмов. Но на самом деле проблема не в специалистах, а в финансировании. Специалистов всегда можно найти, если есть средства.

До момента учреждения института епархиальных древлехранителей много проблем приносила некомпетентность самих заказчиков работ. Настоятели некоторых храмов считали, что они вольны делать в своем храме все что угодно или то, что хотел бы видеть благотворитель: как хотят реставрировать и переустраивать, красить, отбивать и демонтировать. Сейчас этого нет. Если священнику передают храм в руинированном состоянии, то со всеми вопросами переустройства, ремонта или реставрации храма он по благословению владыки обращается к нам в Архитектурно-строительный отдел.

Мы смотрим историю храма, выезжаем на объект, осматриваем храм и знакомимся с пакетом документации, которая выдается органами охраны памятников.

Если каких-то бумаг, необходимых для реставрации, не хватает, например, проектно-сметной документации, мы проводим дополнительные архивные исследования. И только после этого приступаем к непосредственной реставрации. Причем каждый шаг тут контролируется нашим отделом и местными органами охраны памятников. Никто не имеет права без ведома нашего отдела, без ведома охранных органов самостоятельно что-то изменять на ОКН. Кроме того, к этому очень трепетно относится наш владыка, который старается быть в курсе всех этапов работ в каждом храме.

— На территории Смоленской области сохранилось три церкви XII века — святых апос­толов Петра и Павла, святого апостола Иоанна Богослова и Архангела Михаила (Свирская). Это уникальные памятники древней архитектуры, в которых и сегодня идут службы. Как у вас осуществляется контроль над ними?

— Мы периодически мониторим техническое состояние этих памятников: как себя ведут их фундаменты, есть ли плесень внутри и т.п. Стараемся оперативно реагировать. По возможности мы их включаем в реестр по реставрации за счет федеральных средств, они постоянно требуют различных реставрационных работ, так как капитальная реставрация проводилась очень давно: церковь Петра и Павла реставрировалась в 1962-1967 годах под руководством П. Барановского, церкви Иоанна Богослова и Михаила Архангела — в 1980-е годы.

— Вы закончили курсы для епархиальных древлехранителей, организованные Патриаршим советом по культуре, бываете на всех мероприятиях, которые совет проводит в рамках Рождественских чтений (лекциях, семинарах). Насколько все это полезно для Вас, что нового для себя Вы узнали?

— На этих курсах сообщают очень много полезного. Например: основные принципы современной реставрации церковных памятников, приспособление памятников к современному использованию, сохранение и реставрация живописи и внутреннего убранства, изменения в законодательстве, ответственность должностных лиц за нарушение в области сохранения ОКН, взаимоотношения Церкви и органов власти и многое другое. К тому же нас вывозят на практические занятия на объекты в Московской епархии. Разработаны методические указания по реставрации, которые я привожу из Москвы с собой и раздаю настоятелям наших храмов. На этих курсах мы с коллегами обмениваемся опытом работы с подрядными организациями, обсуждаем разные новшества в части сохранения ОКН, советуемся в решении сложных вопросов. Создана контактная база всех древлехранителей. И если возникает проблема, которую я не знаю, как решить, то в этом сообществе всегда найдется тот, кто мне подскажет.

***

Для того чтобы получить государст­венные средства на реставрацию храма, если он относится к ОКН, нужно подготовить требуемый пакет документации, информацию о которой можно получить в Финансово-хозяйственном управлении Московской Пат­риархии или на сайте: gp-kultura.ru.

Финансово-хозяйственное управление ежегодно рассматривает поданные заявки. Если все документы собраны и к их оформлению у специалистов Финансово-хозяйственного управления нет вопросов, заявку ­утверждает Святейший Патриарх Кирилл. Затем пакет документов передается  в Министерство культуры, выделяется необходимая сумма и проводится конкурс по выбору подрядной организации.

Все храмы Смоленской митрополии, нуждающиеся в ремонте, условно разделены на четыре категории:

  • руинированные (18) — остатки стен, обрушившиеся потолки;
  • остроаварийные (22) — стоят стены, контуры храма обозначены, но разрушены своды, в стенах и на крыше имеются проемы;
  • аварийные (27) — обозначен контур, сохранились стены и своды, окна и двери вставлены, имеются протечки кровли, обрушения внутренних конструкций, трещины на сводах и в несущих конструкциях, храм к службе непригоден;
  • удовлетворительное состояние (43) — храм пригоден к службе летом, а при наличии печного отопления — и зимой; при этом нет внутренней отделки, нет постоянного иконостаса.

Кроме того, есть четыре храма, обследование которых пока не проводилось. Они не входят в этот список, так же и как храмы, находящиеся в хорошем состоянии (храм ухожен и облагорожен, есть иконостас, наличие общины и отопления, 43 храма). На учете в органах охраны Смоленской области как ОКН находятся и остатки фундаментов храмов.

***

Дубровский Александр Александ­рович родился в 1961 г. в Смоленской обл. Закончил Смоленский строительный техникум и Орловскую академию государст­венной службы. Работал на руководящих должностях в различных организациях Смоленской области. С 2013 г. — помощник епархиального архиерея по вопросам строительства, древлехранитель Смоленской епархии, руководитель архитектурно-реставрационного отдела.

Алексей Реутский

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Вышел в свет десятый номер «Журнала Московской Патриархии» за 2019 год

Об особенностях стиля духовных произведений святителя Феофана Затворника [Интервью]

Служитель Богу и людям [Статья]

Вышел в свет девятый номер «Журнала Московской Патриархии» за 2019 год

К 25-летию открытия Покровского ставропигиального женского монастыря [Интервью]

Митрополит Крутицкий Ювеналий освятил храм Живоначальной Троицы в подмосковном селе Захарово

Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Попечительского совета Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Попечительского совета Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии [Патриарх : Приветствия и обращения]

Выступление первого заместителя руководителя Администрации Президента РФ С.В. Кириенко на пленарном заседании XXIII Всемирного русского народного собора [Приветствия и обращения]

Предстоятель Русской Церкви возглавил пленарное заседание XXIII Всемирного русского народного собора

Митрополит Рижский Александр принял участие в презентации издания Нового Завета для нужд Национальных Вооруженных сил Латвии

XXIII Всемирный русский народный собор

Другие интервью

Об особенностях стиля духовных произведений святителя Феофана Затворника

Занятие для думающего человека. Интервью митрополита Калужского Климента

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Церковь ценит труд писателя

Митрополит Волоколамский Иларион: Церковь — не бюро ритуальных услуг, а место, где человек становится лучше

Митрополит Калужский и Боровский Климент. Читайте хорошие книги!

В очередь на реставрацию. Опыт восстановления разрушенных храмов в Смоленской области

Протоиерей Максим Козлов об уникальных фондах Синодальной библиотеки и новом развитии центра книжности

Митрополит Волоколамский Иларион: Для Церкви важны духовно-нравственные критерии в искусстве

Протоиерей Владимир Воробьев: «Мы должны сохранить память о новомучениках для наших потомков»

«Проповедь должна менять аудиторию». В.В. Бурега о новом учебнике по гомилетике