Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Зосиме (Балину), епископу Азовскому

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Зосиме (Балину), епископу Азовскому
Версия для печати
8 января 2019 г. 17:51

8 января 2019 года, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля и возглавил хиротонию архимандрита Зосимы (Балина) во епископа Азовского, викария Омской епархии. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Зосиму на служение.

Преосвященный епископ Зосима!

В сей знаменательный день и час поздравляю тебя с принятием благодати Святого Духа и приветствую древним литургическим возгласом «Христос посреде нас». Он посреди нас, ибо неложно Его обещание пребывать в Церкви во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Он посреди нас, ибо неизменно Его обетование: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Он с нами, ибо всякий раз, когда мы собираемся вкупе для участия в Таинстве Евхаристии, Он нас всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соединяет друг со другом во единаго Духа Святаго причастие (последование Литургии Василия Великого).

Сегодня по молитвам Церкви через возложение архиерейских рук во время совершения епископской хиротонии на тебя снизошла Божественная благодать, ты стал преемником апостолов и продолжателем их дела. Это значит, что отныне ты призываешься к новым трудам на ниве церковной. Прежде чем приступить к исполнению возложенного на тебя послушания, надлежит тебе в соответствии с установившейся традицией внять слову Патриарха и принять архиерейский жезл — видимый символ дарованной власти и сопряженной с ней огромной ответственности.

Не нужно быть пророком, чтобы предвидеть, что тебя ждут нелегкие труды и немалые заботы о развитии церковной жизни в Омской епархии, куда в соответствии с решением Священного Синода направляешься ты в качестве викарного архиерея. По завету святого апостола Павла «проповедуй слово, наставляй во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2), дабы твое свидетельство о евангельской Истине, обращенное к нашим современникам, было и ясным, и убедительным. А чтобы труды твои были плодотворны, ты сам по слову того же апостола должен являться «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12). Так поступая, ты сможешь привлечь в Церковь и ближних, и дальних, а значит, поможешь им идти спасительным путем веры Христовой.

В течение немалого времени ты исполнял различные церковные послушания: совершал миссионерское служение в Южно-Сахалинской епархии, там же руководил молодежным отделом и братством святителя Иннокентия Московского, затем был игуменом Свято-Никольского монастыря и благочинным монастырей Омской епархии, преподавал в Омской духовной семинарии. Предстоящее тебе архипастырское служение потребует от тебя еще большего напряжения духовных и телесных сил, жертвенной самоотдачи. Но тот жизненный путь, который ты уже прошел, несомненно обогатил тебя опытом и мудростью. Поэтому вспоминай о своих успехах и о своих неудачах, о том, через что тебе довелось пройти, — таким образом, чтобы архиерейское твое служение, впитав опыт жизни, принесло надлежащий плод. Надеюсь, что ты, со тщанием трудясь под водительством многоопытного митрополита Омского и Таврического Владимира, будешь вносить существенный вклад в общее дело утверждения Православия на родной для тебя Омской земле.

К сожалению, сегодня многие люди разобщены по самым различным признакам: социальным, имущественным, национальным, партийным. Но есть на земле место, объединяющее всех, место, где разрушаются любые средостения, где преодолеваются вражда и разногласия. Это место — Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15), и мы, православные, имеем счастье пребывать в ней. Именно она по природе своей является общим спасительным домом для всех — для богатых и бедных, для талантливых и обладающих скромными способностями, для ученых и простецов, для руководителей и подчиненных, для успешных и мало чего достигших в жизни. Здесь каждый человек может почувствовать себя родным и любимым, своим, а не чужим Богу (Еф. 2:19).

Помогай заблудшим вернуться в этот Отчий дом, поддерживай духовно слабых, питай алчущих и жаждущих правды, вразумляй сомневающихся, ободряй унывающих. Старайся видеть и ценить образ Божий в каждом человеке, даже если он обременен многими грехами и не преуспел в стяжании христианских добродетелей. Будь чутким наставником и заботливым врачом для всякого страждущего и нуждающегося в помощи, дабы пришедший в духовную врачебницу не ушел из нее неисцеленным (молитва Таинства покаяния) и не был потерян для Царства Небесного.

Особое внимание уделяй молодым людям и подросткам. Сегодня многие из них нравственно дезориентированы: находясь под ежедневным воздействием средств массовой информации, они теряют способность критически оценивать стереотипы поведения, навязываемые рекламой и социальными сетями. Образ их жизни порой далек от христианских норм и высоких евангельских идеалов. Но именно поэтому к подрастающему поколению должно быть обращено твое особое слово, способное зажечь их сердца огнем Божественной любви. Общаясь с молодыми людьми, не пытайся произвести впечатление знанием их специфической лексики и субкультуры, но, оставаясь самим собой и проявляя живой интерес к их жизни, без высокомерия и скучных нравоучений обсуждай с ними волнующие проблемы, поддерживай добрые инициативы, предлагай проекты общих дел. Пройдет время, и ты увидишь, как горят их глаза, с каким энтузиазмом они участвуют в приходских и общеепархиальных делах, как хотят быть полезными Церкви и обществу.

И еще нечто важное я хотел бы сказать тебе сегодня. Как епископ ты должен заботиться о том, чтобы каждый человек имел возможность найти свое место в Церкви и служить другим тем даром, который получил, как добрый домостроитель многоразличной благодати Божией (1 Пет. 4:10). В то же время тебе надлежит следить за тем, чтобы разномыслия не угашали духа любви и не ослабляли общих усилий по созиданию дома Божия. «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь», — этот известный принцип, сформулированный святыми отцами, должен оставаться основополагающим в устроении и развитии церковной жизни.

А теперь прими сей жезл и от полноты ниспосланных тебе даров Святого Духа преподай благословение народу, вместе с нами в этом древнем Успенском соборе Московского Кремля молитвенно участвовавшему в твоей архиерейской хиротонии. И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с тобою до скончания твоих дней. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршее поздравление митрополиту Кемеровскому Аристарху с 60-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление митрополиту Рязанскому Марку с 15-летием архиерейской хиротонии

Патриаршее поздравление архиепископу Бакинскому Александру с 20-летием архиерейской хиротонии

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелям Поместных Православных Церквей с праздником Рождества Христова

Рождественское обращение Святейшего Патриарха Кирилла к телезрителям

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Леониду (Солдатову), епископу Алапаевскому и Ирбитскому

Патриаршее поздравление епископу Дятловскому Петру с 60-летием со дня рождения

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 26 декабря 2018 года

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии вручения Макариевских премий в области естественных наук за 2018 год