Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Протоиерей Кирилл Сладков: Церковное молодежное служение должно быть пассионарным

Протоиерей Кирилл Сладков: Церковное молодежное служение должно быть пассионарным
Версия для печати
23 августа 2018 г. 12:56

Православное просвещение молодежи — одна из самых главных и в то же время сложных задач Русской Православной Церкви. Далеко в прошлое ушли времена, когда базовое религиозное воспитание было делом родителей. В большинстве сегодняшних постсоветских семей детей крестят, однако на этом и останавливаются. Тем не менее, ростки церковной жизни прорастали во все времена, даже в период жесточайших гонений.

Вот уже три десятилетия прошло с тех пор, как Церковь избавилась от государственной опеки, и за это время свершилось настоящее «второе Крещение Руси». Однако одно дело крестить, а несколько иное — просветить. Именно в этом направлении очень многое делает Синодальный отдел по делам молодежи, руководитель которого, протоиерей Кирилл Сладков, дал интервью телеканалу «Царьград» в преддверии III Международного православного молодежного форума, открывающегося в Москве 23 августа 2018 года.

— Остались считанные часы до открытия III Международного православного молодежного форума. Мероприятие проходит в третий раз и традиционно собирает свыше десяти тысяч представителей православной молодежи из разных стран мира. В чем особенности предстоящего форума, в том числе в тематике, организации рабочих площадок, спикерах, а также его главная задача?

— Действительно, несмотря на общую направленность этого мероприятия, тематические особенности имеются. Так, в 2016 году форум был специализированно студенческим, его название как бы говорило само за себя — «Вера и профессия». На нем были представлены многочисленные вузы страны, причем не столько своими студентами, сколько их достижениями и разработками.

В этом году главный акцент будет сделан на проекты, которые реализуются самой молодежью в самых разных областях жизни. В качестве примера — секция «Миссия Церкви в цифровую эпоху», где каждый пришедший на форум сможет надеть VR-шлем и совершить виртуальную экскурсию по столичному храму святой Ефросиньи Московской. Также можно будет протестировать различные православные мобильные приложения.

Также открывающийся форум отличается от предыдущих тем, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые вручит гранты на развитие самых значимых из представленных проектов. Это будут шесть грантов по одному миллиону рублей каждый. И конечно, традиционно предстоит очень насыщенная деятельность рабочих площадок. Так, одних мастер-классов будет более 40: и резьба по дереву, и литье, и приготовление различной постной пищи, и даже фермерское дело будет представлено, где каждый сможет попробовать себя в роли и сыровара. Все смогут найти для себя то, что ему близко, его сердцу, его творческим способностям.

Если же говорить о самой главной задаче форума, то она состоит в том, чтобы показать православных молодых людей как людей активных, перспективных, трудолюбивых и творческих. Но при этом живущих по Святому Евангелию, по тем Заповедям, которые заповедовал нам Господь.

— Как и прежде, ключевым событием форума станет встреча его участников с нашим Предстоятелем, Святейшим Патриархом Кириллом. На сайте мероприятия идет активный сбор вопросов. Можно ли сказать, что в первую очередь волнует сегодняшнюю молодежь, о чем ребята спрашивают Патриарха?

— Я всегда с большим интересом слушал выступления Святейшего Патриарха Кирилла, в том числе, когда я был совсем юным, а он еще был председателем Отдела внешних церковных связей. И лично на меня большое впечатление произвел телепроект «Имя Россия», где святого Александра Невского представлял будущий Патриарх. Что же касается анализа вопросов, которые Предстоятелю задают на сайте форума (а их, кстати, очень много), то их общая тенденция связана с духовными поисками. Много вопросов поступает по биоэтике, и, конечно, не обходится и без личных вопросов, просьб каких-то личных рекомендаций. Но в целом, вопросы очень разнообразные. И я думаю, беседа Святейшего Патриарха с молодежью получится, без преувеличения, особенной.

— Вы сказали, что к Патриарху часто обращаются за рекомендациями. Одной из таких рекомендаций, которые наш Предстоятель неоднократно озвучивал в адрес молодежи, было пожелание научиться разделять информационные «шумы и сигналы». Но как это сделать в условиях постоянно нарастающих шумов, зачастую — откровенно антицерковных?

— Очень важно, чтобы человек в этом шуме, информационном и любом другом, не привык к нему и не потерял способность слышать сигналы, которые посылает ему Господь, в том числе через Свою Церковь. И чтобы Церковь стала для молодых людей тем маяком, на который в этом тумане можно ориентироваться. Чтобы сам молодой человек, читая Священное Писание, развивая свои творческие потенциалы, рефлексируя над собственной жизнью, старался бы не потерять ту пассионарность, тот внутренний заряд, Божественные энергии и свет, которые бы помогли ему слышать сигналы, не обращая внимания на шум, который его окружает.

— «Пассионарность» — очень точный термин Льва Николаевича Гумилева, и она всегда в той или иной степени была свойственна молодежи. Однако в последнее время заметно, что молодежь все больше уходит из реальной жизни в виртуальную. Как отвлечь современную молодежь от тех же гаджетов, помочь сделать первые шаги к храму? Известны православные миссионерские станы в глубинке, а какими должны быть молодежные «миссионерские станы» в большом городе?

— Любая молодежная работа должна быть интересной, творческой и актуальной, и при этом нести духовный заряд христианской нравственности. Замечу, в самих гаджетах как таковых априори нет ничего плохого. Вопрос в другом: что мы с этими гаджетами, а точнее, со своим временем, делаем. И если гаджеты используются для пустого времяпрепровождения, становятся своеобразными «ловушками времени», то человек уже просто не замечает, сколько уходит минут, часов, дней его жизни.

Однако, используя те же гаджеты, можно направить свои усилия в сети и на благо. В качестве примера могу привести проект «Записки алтарника». Организатором выступила Корсунская Князь-Владимирская мужская пустынь. Они снимают небольшие сюжеты о добродетелях, о Боге, о смысле жизни, и все это делают в стихотворной форме. Они сами называют этот жанр «поэтической проповедью». Используя те же гаджеты и соцсети, ребята развиваются и творчески, и духовно, наполняя свою жизнь и жизнь зрителей особым смыслом.

Православная Церковь давно не ограничивается деятельностью только внутри самого храма. Мы предлагаем массу занятий для молодежи, участие в которых могут принимать как светские, так и церковные люди. На приходах создаются площадки, где без стеснения и неловкости ребята могли бы общаться. Священник с чуткостью, с пастырской заботой смотрит на своих прихожан и предлагает для их творческого развития то, что он, во-первых, может им предложить, а во-вторых, то, что им было бы полезно и интересно.

И опять же, говоря о нынешнем форуме, хочу сказать, что на нем очень широко будет представлено спортивное направление. Будут различные площадки, где выступят и пообщаются с молодежью именитые спортсмены, будет мастер-класс по «воркауту» (уличным физическим упражнениям — ред.). Также будет возможность у каждого попробовать свои силы в сдаче норм ГТО.

— Прозвучало слово «воркаут», и сразу вспомнилось, как на форуме «MediaPost» Патриарх Кирилл отметил, что современной молодежи слишком свойственны «псевдоанглийские интонации». И здесь возникает вопрос: каким вообще должен быть язык Церкви, обращенный к молодежи? С «эллинами по-эллински» или все-таки в просветительской деятельности не стоит увлекаться тем же уличным сленгом?

— Это очень интересный вопрос, где найти «золотую середину» в том, как общаться с молодежью. И Святейший Патриарх очень верно задает нам вектор. Конечно, разговаривать с молодежью на языке сленга не нужно. Но как же тогда, вы спросите меня, с ней общаться, чтобы она понимала? А разговаривать нужно актуально. О том, что волнует молодежь, что беспокоит, что может привлечь ее внимание, что действительно важно для молодых людей сегодня, сейчас. Но при этом мы обязаны соблюдать литературный язык и культуру речи. Потому что своим собственным примером должны, с одной стороны, показать, что и в XXI веке верующий человек, священник может быть актуальным и современным. А с другой стороны, не секуляризировать те литературные и культурные ценности, которые бережно хранятся в трудах наших классиков. И именно к этому мы должны и сами стремиться, и приводить нашу молодежь. В этом мне и видится эта «золотая середина».

— Говоря об основных направлениях молодежной работы Церкви, нельзя не упомянуть добровольческое движение. Еще совсем недавно слово «волонтер» откровенно резало слух, было малопонятным, сегодня же о православных добровольцах знает каждый. И тем не менее, хотелось бы немного поподробнее узнать, в чем заключается их деятельность?

— Думаю, вы помните, что 2018 год в России посвящен волонтерам и добровольцам. Но вопросы, кто эти люди, чем они занимаются, до сих пор постоянно возникают. У них может быть совершенно разная деятельность. Но направлена она всегда на бескорыстное служение ближним. Вообще, альтруизм и самопожертвование во многом присущи русскому духу и, в принципе, любому, кто умеет чувствовать боль другого человека. Поэтому движение добровольчества продолжает расти и развиваться.

На нынешнем форуме мы получили множество различных заявок от различных волонтерских объединений из разных уголков нашей страны, и с болью в сердце выбрали 11 проектов, потому что включить больше не было никакой возможности. Но все проекты, а их было очень много, заслуживают внимания. В качестве примера могу привести молодых художников, которые делают известные картины доступными для тех, кто лишился зрения. Это объемные иконы и картины, выполненные с помощью технологии рельефной печати.

Еще пример. Братство православных волонтеров из Калининграда. Они выбрали направлением своей деятельности укрепление семейных ценностей. Молодежь — это не только школьники и студенты, но и люди, уже имеющие, пусть небольшой, семейный опыт. И это волонтерское движение напоминает нам о роли настоящей семьи. О том, что важно уделять внимание своим родным и близким.

— Журналисты очень любят задавать вопросы о творческих планах, но в этом случае они полностью оправданы. Вы возглавили Синодальный отдел по делам молодежи совсем недавно: прошло чуть больше месяца. Срок небольшой, но за это время уже можно определить новые задачи, а может, даже наметить пути реформирования, преобразований. Не могли бы Вы поделиться своими первоочередными планами?

— Очень часто при том или ином новом назначении мы начинаем говорить о новых целях и новых задачах. Но как мне кажется, забываем о том, что уже было достигнуто и той работе, которая уже ведется. Поэтому начать я хочу с того, что поблагодарить всех православных волонтеров, всех неравнодушных людей, которые уже выполняют свою большую серьезную работу. И эту работу мы будем укреплять, поддерживать и развивать дальше.

Но, конечно, мысли о том, как развивать церковное молодежное служение в дальнейшем, не дают мне покоя. И Святейший Патриарх уделяет этому особое внимание. Так, например, сегодня очень важно развивать взаимодействие между волонтерами из разных регионов нашей страны. Делиться опытом, результатами. Ведь мы делаем общее дело! Также у меня есть желание уделять больше времени средним и высшим учебным заведениям, взаимодействовать с другими волонтерскими объединениями, не только православными.

Также очень важно усилить работу по совершенствованию знаний и умений священников, работающих с молодежью, в том числе в учебных заведениях. Углублять наши общие знания в этом вопросе. Работа предстоит очень большая, очень вдохновенная и, опять же - «пассионарная». Такая, которая наполняет сердце изнутри и дает определенную силу, энергию и Божественную благодать.

Беседовал Михаил Тюренков

«Царьград»/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Митрополит Волоколамский Иларион: Если проект украинской автокефалии будет доведен до конца, это будет означать трагический и, возможно, непоправимый раскол всего Православия

Митрополит Волоколамский Иларион: Ересь — это опасное уклонение от чистоты православного вероучения

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: Нельзя узаконивать грех ради каких-либо геополитических или национальных вопросов

Митрополит Волоколамский Иларион: Очень важно, чтобы священнослужитель был носителем высокой духовной культуры

Интервью Владимира Легойды в программе «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым»

Митрополит Волоколамский Иларион: Нынешняя ситуация грозит расколом Вселенскому Православию

От Крымского моста — к главному армейскому храму

Первый проректор Казанской семинарии: Диалог между Церковью и светским обществом возможен

Протоиерей Кирилл Сладков: Церковное молодежное служение должно быть пассионарным

«Проповедь должна менять аудиторию». В.В. Бурега о новом учебнике по гомилетике