Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

«Чин о умерших некрещеными младенцах»: о чем и как молиться?

«Чин о умерших некрещеными младенцах»: о чем и как молиться?
Версия для печати
24 июля 2018 г. 14:04

«Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения» было утверждено на заседании Священного Синода в Екатеринбурге. На вопросы, связанные с появлением нового церковного чина, порталу «Милосердие.ru» ответил заместитель управляющего делами Московской Патриархии, член Синодальной библейско-богословской комиссии архимандрит Савва (Тутунов).

— Правильно ли говорить, что Церковь «разрешила отпевать» некрещеных младенцев? О чем в действительности говорится в чине последования, в чем его смысл?

— Нет, неправильно говорить, что Церковь «разрешила отпевать» некрещенных младенцев. Отпевание — это особое последование, которое содержит тексты, говорящие об усопшем члене Церкви. В текстах отпевания, в частности, содержится молитва к Богу с просьбой принять усопшего в Свое Царство, в том числе потому, что он являлся членом Церкви. Ведь мы знаем слова Спасителя: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».

В последовании, принятом на заседании Священного Синода 14 июля, речь идет, в первую очередь, об утешении родителей умершего младенца. Кроме того, в последовании содержится несколько просьб к Богу относительно посмертной участи умершего младенца.

Это ектенийное (включенное в состав ектении — просительной молитвы. — прим. ред.) прошение: «О еже неосужденно и милостивно прияти Господу усопшаго младенца и даровати ему (ей) жизнь будущаго века, Господу помолимся»; фраза из молитвы по ектении: «А иже от них рожденнаго младенца и не приемшаго Святаго Крещения благости Твоея сподоби»; и упоминание в отпусте: «Христос <…> не приемшаго Святаго Крещения усопшаго младенца благостию Своею в недрех Авраама учинит».

По этому поводу уже возникли трактовки, что, будто бы, речь идет о вхождении в Царство Божие, что противоречит процитированным ранее словам Спасителя. Между тем, в приведенных цитатах из последования говорится о том, что мы просим о некоей благой участи для умершего младенца, не предвосхищая то, какой она может быть.

В частности, если помните, выражение «лоно Авраама» для описания благой посмертной участи употреблено Спасителем в причте о богаче и Лазаре, произнесенной, конечно же, еще до Крестной смерти и Воскресения, то есть до того, как двери Рая были открыты Спасителем.

Другими словами, в последовании подчеркивается, что мы не знаем, какую участь уготовал Бог тем младенцам, которые умерли без Крещения, но просим, чтобы эта участь была благой.

Когда эта тема обсуждалась несколько лет назад в Межсоборном Присутствии, в заключении соответствующей комиссии подчеркивалось, что: «Если для отпевания младенцев, отошедших в мир иной уже крещеными, существует особое чинопоследование, то прочих почивших младенцев, в том числе скончавшихся во чреве матери, в Церкви не отпевают и не поминают за Божественной литургией.

Однако то, что некрещеные младенцы не совершали личных грехов и не имели возможности сделать какой-либо нравственный выбор, отличает их от прочих усопших некрещеных людей».

— Можно ли совершать последование в связи со смертью лишь только новорожденных (до какого возраста?), или всех детей до 7 лет? Есть ли смысл совершать его в случае выкидыша?

— По своему названию и намерению последование относится к тем младенцам, которые умерли во чреве или вскоре после рождения.

— Как теперь действовать родителям, если у них случилось такие горе? Умершего младенца или мертворожденного можно будет принести в храм для совершения последования, священника можно будет позвать на кладбище?

— В отличие от отпевания в данном последовании не прописаны принесение гроба в храм или какие-либо иные подобные действия. Ведь принесение гроба в храм — это, в каком-то роде, последнее посещение храма усопшим прихожанином, то есть крещеным человеком. Гроб в храме ставят так, чтобы умерший был обращен лицом к открытым Царским вратам, что символизирует устремление в Царство Божие.

Принесение в храм гроба с некрещеным человеком, в том числе младенцем, будет не вполне соответствовать этой духовной символике.

Полагаю, что последование могло бы совершаться в храме без принесения гроба в присутствии родителей и иных родственников, либо на кладбище при погребении.

— Кто может просить о совершении такого последования — только родители, другие родственники, кто угодно?

— В первую очередь родители. Но в последовании говорится и об утешении скорбящих сродников. Поэтому обращаться может всякий, нуждающийся в утешении в связи с кончиной младенца.

— Можно ли его совершать, если ребенок был причислен к другой религии, или прошел обряд там, где действенность крещения не признается (у украинских раскольников, в секте)?

— Еще раз обратите внимание на то, что значительная часть последования посвящена утешению родителей и сродников. Если таковые допустили причисление младенца к другой религии, то почему они желают утешения от Православной Церкви? Это какая-то духовная всеядность.

Тут, скорее, следует начать с покаяния и обращения к Православной Церкви. Впрочем, если ситуация обусловлена тем, что родители относятся к разным религиям или конфессиям, она могла бы разрешаться решением архиерея.

Ситуация на Украине носит особый характер и требует авторитетного разъяснения Священноначалия Украинской Православной Церкви.

— Можно ли за умерших некрещеными младенцев ставить свечки за упокой, если можно — зависит ли такая возможность от того, совершался ли этот чин, или нет? Можно ли писать их имена в записках?

— Свеча — это, во-первых, форма жертвы, и, во-вторых, внешнее выражение нашей молитвы. И жертвовать (в храм или нищим) ради усопшего, и молиться о его благой посмертной участи можно и нужно. А вот так называемые записки — это просьба совершить поминовение членов Церкви на проскомидии, то есть в связи с совершением таинства Церкви — Евхаристии. Здесь поминаются только крещеные люди.

— Можно ли обратиться в храм за совершением последования в отношении младенцев, умерших много лет назад?

— Почему бы и нет? Если родители или другие родственники до сих пор нуждаются в молитвенном утешении.

— Можно ли совершать это чин в отношении младенцев, погибших из-за абортов?

— Младенцы, убитые посредством аборта, не отличаются от других «усопших младенцев, не приемших благодати святаго Крещения».

Но не дай Бог кому-либо воспринять принятое Священным Синодом последование в том духе, что, дескать, «сделаю аборт, все равно Церковь помолится».

Тягчайший грех аборта требует, в первую очередь, покаяния со стороны родителей, решившихся на убийство младенца. Не уверен, что здесь будет вполне уместно именно данное последование, значительная часть молитвословий которого направлена на утешение родителей, потерявших младенца по тем или иным не зависящим от них причинам. Здесь, скорее, требуется покаянный чин. Быть может с присовокуплением тех прошений о младенце, о которых я упомянул ранее.

Милосердие.ru/Патриархия.ru

Материалы по теме

Состоялось заседание комиссии по распределению выпускников духовных учебных заведений

Управляющий делами Московской Патриархии посещает епархии Приволжского федерального округа

Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий возглавил в Дивеево торжества, посвященные 115-летию канонизации Серафима Саровского

Вечерним богослужением, которое возглавил управляющий делами Московской Патриархии, начались престольные торжества в Серафимо-Дивеевском монастыре

В крипту храма Всех святых в Минске заложена капсула с землей с мест сражений на Курской дуге

Святейший Патриарх Кирилл совершил отпевание заслуженного строителя России, православного мецената И.А. Найвальта

Отпевание заслуженного строителя России, православного мецената И.А. Найвальта

В Саввино-Сторожевском монастыре состоялись панихида по епископу Василию (Преображенскому) и освящение памятной доски над его могилой

Патриарший наместник Московской епархии возглавил торжества в Спасском храме в подмосковном поселке Андреевка и освятил епархиальный Центр помощи семье и детям

«Чин о умерших некрещеными младенцах»: о чем и как молиться? [Интервью]

В.Р. Легойда: «Христианство — это всегда подвиг» [Интервью]

В Неделю 1-ю по Пятидесятнице Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Феоктиста (Игумнова) во епископа Городищенского

Акафист преподобному Герману Аляскинскому [Документы]

Тропарь и кондак священномученикам Александру и Иоанну Шатурским [Документы]

На зимнюю сессию 2018-2019 гг. вызваны новые временные члены Священного Синода

Летняя сессия Межсоборного присутствия началась с обсуждения богословских вопросов

Митрополит Волоколамский Иларион возглавил первую сессию патристической конференции «Священномученик Ириней Лионский в богословской традиции Востока и Запада»

В Москве открылась международная конференция «Священномученик Ириней Лионский в богословской традиции Востока и Запада»

Другие интервью

Епископ Можайский Леонид: «Мы пришли в монастырь, чтобы общаться с Богом, и эту цель надо воплощать в жизнь»

Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II: Давлению на Церковь на Украине нельзя поддаваться

Митрополит Волоколамский Иларион: Никакие политические лидеры не вправе отнять у нас церковное единство

Митрополит Волоколамский Иларион: Отцовство — такая же важная функция в семье, как и материнство

Митрополит Волоколамский Иларион: Царственные страстотерпцы являются для миллионов верующих символом христианской семьи

Митрополит Волоколамский Иларион: Красота духовная несравнима с физической красотой, которую можно приобрести путем пластической операции

В.Р. Легойда: «Христианство — это всегда подвиг»

Митрополит Волоколамский Иларион: На Ближнем Востоке сейчас происходит подлинная гуманитарная катастрофа

Митрополит Волоколамский Иларион: «Мне никогда не приходилось кривить душой»