Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в день памяти прп. Димитрия Басарбовского в Бухаресте

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в день памяти прп. Димитрия Басарбовского в Бухаресте
Версия для печати
27 октября 2017 г. 13:37

27 октября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий визит в Румынскую Православную Церковь, принял участие в торжественном богослужении по случаю дня памяти небесного покровителя Бухареста преподобного Димитрия Басарабовского. Литургия состоялась на площади святых равноапостольных Константина и Елены. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с проповедью.

Ваши Блаженства! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня празднуется память преподобного Димитрия Басáрбовского, небесного покровителя града Бухареста, и за Божественной литургией мы только что слышали чтения службы преподобному из Послания святого апостола Павла к Галатам о распятии плоти, плодах духа и о жизни по духу (Гал. 5:22 – 6:2), а затем — заповеди блаженства из Евангелия от Луки (Лк. 6:17-23).

Обетования небесного блаженства всем, кто истинно последует за Христом, изложены по-разному в Евангелиях от Луки и от Матфея. Евангелист Матфей приводит Нагорную проповедь Спасителя, где дается полный свод девяти заповедей блаженства, включая заповеди о кротости, милосердии, чистоте сердца и миротворчестве. Евангелист Лука упоминает только четыре заповеди блаженства: о нищете духовной, об алчущих, о плачущих, о гонимых и подвергающихся бесчестию. Эти заповеди предельно строги и аскетичны, они призывают встать на путь самоотречения и сораспятия Христу. Неудивительно, что именно это Евангельское чтение нам предлагает Церковь в дни памяти святых, угодивших Богу на монашеском поприще.

Жизнь каждого христианина — это самоотречение на пути ко Христу. Монашеский путь к Богу считается особенно трудным подвигом, оттого и монахов мы чаще называем подвижниками. При крещении все христиане дают обет отречения от сатаны, но монахи при постриге приносят дополнительные, ещё более строгие обеты. Они наиболее решительным, явным образом отрекаются от мира и от всего, что в нём, ради новой жизни во Христе. Чем же оправдывается такой подвиг? Что обещано тем, кто на себя этот подвиг принимает?

Преподобный Серафим Саровский, один из самых почитаемых святых не только в Русской Православной Церкви, но и во всем православном мире, в своей знаменитой беседе «О цели христианской жизни» говорит, что «молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколь ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни». Истинная цель христианской жизни, по слову преподобного Серафима, заключается в «стяжании Духа Святого». Другими словами, любой подвиг христианской жизни обретает свой смысл только в Духе Святом, и в Нем приносит свой плод.

Плоды Духа, Его действие на человека — это добродетели, как учит нас сегодняшнее апостольское чтение: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22). Апостол говорит, что Дух Святой упраздняет в человеке действие закона плоти (Гал. 5:23); коль скоро человек живёт духом, он по духу и поступать должен (Гал. 5:25).

Видимое действие Духа Святого на человека неслучайно описывается как свет. Сияло лицо пророка Моисея после беседы с Богом (Исх. 34:35); свет осиял гонителя Савла, когда ему явился Христос, чтобы обратить его от ложного пути и призвать к апостольству (Деян. 9:3); сияло, по свидетельству современника, и лицо преподобного Серафима во время его беседы о Духе Святом. Этот свет нельзя скрыть, он светит пред людьми (Мф. 5:16), и озаренный им человек несет этот свет другим — своими делами и самой своей жизнью. Он несет свет посредством доброго слова, назидания, проповеди, исправляя других в духе кротости, как говорит нынешнее чтение.

Потому подвиг монашества связан с подвигом христианской проповеди, с миссией, с духовным просвещением. Само слово «просвещение» несет в себе изначально духовный смысл — озарение человеческой жизни светом Божественной благодати. Монастыри часто служили именно такому просвещению окрестных земель, ведь проповедью, и притом самой красноречивой, является жизнь верующего человека в Духе Святом. Подвижник может все время хранить безмолвие, пребывать в молитве и уединении, но его житие, преображенное благодатью Небесного Утешителя,которую он стяжал, будет свидетельствовать о Христе громче любых слов.

Сегодня, как и прежде, наиболее опытные среди монашествующих принимают на себя бремя духовного руководства другими людьми. По милости Божией в православных обителях и на Руси, и в Румынии по сей день живы традиции старчества.

Преподобный Серафим Саровский, поясняя слова Евангелия (Мк. 9:1), называет пребывание Духа Святого в человеке «Царством Божиим, пришедшим в силе». Как во времена древние, так и ныне появляется немало политических и религиозных лжеучителей, обещающих рай здесь, на земле, но только без Христа, без Бога. В XX веке следование подобным заблуждениям привело к страшным историческим экспериментам государственного масштаба, от которых весьма сильно пострадала Православная Церковь. В одной лишь Русской Церкви смерть за веру Христову приняли десятки тысяч священнослужителей и монашествующих, сотни тысяч мирян. Но наши мученики верили и знали, что единственная возможность узреть Царство Божие здесь и сейчас — это жизнь в Духе Святом. Они своей кровью засвидетельствовали, что подлинное счастье, в его самом высоком смысле, — только в Духе Святом; в Нем преддверие настоящего блаженства здесь, на земле, и полнота блаженства в горнем мире на небе. И эта высшая правда сильнее лжи и злобы ее гонителей.

Спаситель говорит, что «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17:21). Однако это не значит, что Царство Божие не имеет отношения к нашей земной жизни, протекающей в человеческом сообществе. Человек, стремящийся в своей жизни к стяжанию Духа Святого, получает свыше мудрость и силы для созидания в Боге своей семьи, церковной общины, обители и всей страны. И будем всегда помнить слова Спасителя: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:11).

Мне радостно видеть сегодня множество молящихся. Ваше благочестие — свидетельство сегодняшнего расцвета Румынского Православия. По приглашению Блаженнейшего Патриарха Даниила мы собрались здесь, чтобы соборно совершить Божественную литургию, вознести молитвы вместе с архипастырями, пастырями и чадами святой Румынской Церкви в столь знаменательный для Бухареста день памяти преподобного Димитрия Басáрбовского. От лица всей Русской Церкви я принес в дар Румынской Церкви часть святых мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, — в память о нашем неразрывном духовном единстве и общем духовном наследии.

Молитвами преподобных Серафима Саровского и Димитрия Басáрбовского да соблюдет Господь землю Румынии и ее благочестивый народ от всякого зла! Да будет он преисполнен даров Святого Духа, да подвизается ревностно за веру, однажды преданную святым (Иуд. 1:3), да хранит непоколебимо верность Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви Православной, которую не одолели все ее гонители! Я передаю вам приветствие и молитвенные пожелания ваших братьев и сестер из Русской Православной Церкви. Да укрепит Господь нашу веру, да поможет нам в непростых условиях современной жизни жить по вере! Потому что только Христос и есть путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). Храни вас Господь!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: молдавская

Материалы по теме

Митрополит Волоколамский Иларион встретился с Патриархом Румынским Даниилом

Блаженная Матрона Московская включена в месяцеслов Румынской Православной Церкви

В Брюсселе прошло заседание Комитета Представителей Православных Церквей при ЕС

В Брюсселе прошло заседание Комитета Представителей Православных Церквей при ЕС

В Москве начал работу летний институт русского языка для представителей Баламандского университета

В сотую годовщину гибели преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары состоялись богослужения у их мощей в Гефсимании

На Сербском подворье в Москве отметили престольный праздник

Представители Православных Церквей при Европейском Союзе встретились с министром иностранных дел Австрии

Патриарший визит в Екатеринбургскую митрополию. Крестный ход от Храма на Крови в Екатеринбурге до монастыря на Ганиной Яме

Святейший Патриарх Кирилл возглавил стотысячный крестный ход от Храма на Крови в Екатеринбурге до монастыря на Ганиной Яме

В сотую годовщину расстрела Царской семьи Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию на площади перед Храмом на Крови в Екатеринбурге

Патриарший визит в Екатеринбургскую митрополию. Литургия в сотую годовщину расстрела Царской семьи на площади перед Храмом на Крови в Екатеринбурге

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре

Патриаршая проповедь за Литургией в сотую годовщину расстрела Царской семьи

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в монастыре Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Алапаевске

Патриаршая проповедь после Литургии в московском храме святых апостолов Петра и Павла в Лефортове

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святых Сергия и Германа Валаамских после Литургии в Валаамском монастыре

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святых Петра и Февронии Муромских после Литургии в Троицком монастыре Мурома

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии на соборной площади Вологодского кремля

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии на площади кафедрального собора в Череповце

Патриаршая проповедь в праздник Пятидесятницы после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после Литургии в Храме Христа Спасителя