Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Жан-Франсуа Колозимо, профессор Свято-Сергиевского института (Париж): «С точки зрения Православия, Запад всегда стремился к завоеванию и власти»

Жан-Франсуа Колозимо, профессор Свято-Сергиевского института (Париж): 'С точки зрения Православия, Запад всегда стремился к завоеванию и власти'
Версия для печати
6 августа 2007 г. 11:00

Известный французский богослов Жан-Франсуа Колозимо, профессор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, говорит о драматических взаимоотношениях восточного и западного христианства в интервью газете Le Mond.

— Как объяснить тот факт, что в сознании христианского Востока до сих пор живо воспоминание о взятии Константинополя?

— Кульминация взятия Константинополя — осквернение. Священная война крестоносцев завершилась святотатством, привела к гражданской войне. Взятие Константинополя, с точки зрения восточных христиан, подтверждает изначальную враждебность Запада. Они и раньше сталкивались с миметическим соперничеством латинско-варварского мира, возникшего в результате распада Римской империи, с враждебностью Каролингов, с притязаниями Экс-ля-Шапель на наследие Афин, Иерусалима и Рима.

Потом, после падения Константинополя (1453), они столкнулись с униатством — папским захватом целых православных приходов при поддержке европейских держав, а также с другими вооруженными конфликтами. В 1854 году, во время Крымской войны, когда Франция и Россия спорили о контроле над святыми местами, парижский архиепископ Сибур потребовал, чтобы наполеоновские солдаты «искоренили православную ересь».

Такое не забывается. По крайней мере, не совсем. В 1991 году войны в бывшей Югославии вновь вскрыли линию перелома, разделявшую франкских и греческих миссионеров в VIII веке. Даже сегодня обвинения в прозелитизме не дают Бенедикту XVI приехать в Москву. Помимо страха осажденных, подчас утрированного, Православие считает, что главными стремлениями западного христианства все еще являются действие, завоевание, власть, символом которых до сих пор остается взятие Константинополя.

— Можно ли свести отношения между Востоком и Западом к этому противостоянию?

— Нет. Потому что Запад немыслим без восточного Православия, а взаимное насилие может сравниться только с глубиной взаимодействия. Дело не только в том, что европейское наследие невозможно представить себе без проповедей Иоанна Златоуста, икон Рублева, романов Достоевского, поэм Кавафиса... И не в том, что Запад обязан Востоку Евангелием, Церковью, Отцами Церкви, Соборами, монашеством.

Связи выходят за рамки разделений. Если бы не персидские переводчики Багдада, Аристотель бы остался средневековым незнакомцем, арабским или латинским. Если бы не греческие ученые Константинополя, не было бы нового открытия Платона в эпоху Возрождения. Когда начинается Реформация, Меланхтон взывает к Константинополю для борьбы с Римом. В эпоху Просвещения «монсеньеры» из Пор-Руаяль укрывались на горе Афон, а иезуиты нашли убежище в Санкт-Петербурге. В конце XIX века экуменизм поднял канонические вопросы, адресованные англиканскими епископами Иерусалимской Патриархии. Что касается возвращения к Отцам, предпринятого Вторым Ватиканским собором (1962-1965), оно зародилось в Париже в 1920-е годы среди русских эмигрантов и нескольких диссидентов из доминиканцев и ораторианцев. Восприняв контристорию западного христианства, Православие внесло свой вклад в критическое мышление европейской культуры.

— Нет ли позитивного измерения в этой травмированной памяти?

— Конечно, это функция Православия как моста между Западом и Востоком. Православие — для христиан пограничных районов: армян Кавказа, сирийцев Средиземноморья, коптов Египта, несторианцев Персии, абиссинцев Африканского Рога, маланкар Индийского океана, всех носителей древних традиций, находящихся сегодня под угрозой. Оно на Ближнем Востоке. В Иерусалиме оно олицетворяет Матерь-Церковь, хранителя святых мест, третьего, необходимого евреям и мусульманам. В Дамаске, Бейруте, Аммане Православие — важная часть арабского мира.

Ставшее свидетелем возникновения ислама и сосуществовавшее с ним Православие не замкнулось в логике исключения, преобладавшей на Западе. Посмотрите на митрополита Георгия (Ходра), заставившего ливанских улем признать, что христианство изначально присутствует в Евангелии. Посмотрите на Константинопольского Патриарха Варфоломея, пригласившего в Стамбул муфтия Сараево в разгар боснийской войны. Когда разгорелся скандал, подобный регенсбургскому (в сентябре 2006 года Бенедикт XVI произнес в Регенсбурге речь, вызвавшую недовольство мусульман), именно православные свидетельствуют, что соборность Церкви— это реальность, что вселенскость христианства выходит за рамки евроцентризма. Отрицая столкновение цивилизаций ради негативной памяти о крестовых походах, которую хранят их Церкви, эти посредники выполняют функцию миротворцев.

Inopressа/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Санкт-Петербурге состоялась международная конференция «Богословское осмысление проблем зависимости: православный и католический взгляд»

В Москве пройдут курсы повышения квалификации для руководителей епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством

Митрополит Волоколамский Иларион выступил в Лиссабоне с докладом об оказании поддержки ближневосточным христианам

Выступление митрополита Волоколамского Илариона в Лиссабоне на тему «Русская Православная Церковь и помощь христианам Ближнего Востока» [Статья]

Митрополит Волоколамский Иларион: Не дело светских властей диктовать Церкви, какую форму бытия ей избирать [Интервью]

В Минской духовной семинарии прошли X чтения памяти митрополита Иосифа (Семашко)

В.Р. Легойда: Ситуация с Благовещенским храмом в Коломые напоминает богоборческие гонения эпохи коммунизма

Верующие Ивано-Франковской епархии выступили с открытым обращением в связи с захватом Благовещенского храма в г. Коломыя

Состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с иерархами — представителями Ливанских Церквей

Состоялась международная конференция «Русская культура: что мы несем миру?»

Святейший Патриарх Кирилл: Убийства и преследования христиан приобрели в наше время систематический характер

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества выступил на межрелигиозном семинаре в Индии

В ОВЦС состоялась встреча с делегацией Ассирийской Церкви Востока

Представители Русской Православной Церкви приняли участие в XVII российско-германском Форуме гражданских обществ «Петербургский диалог»

В Санкт-Петербурге состоялась международная конференция «Богословское осмысление проблем зависимости: православный и католический взгляд»

В Эчмиадзине состоялась международная конференция «Священное Писание в меняющемся мире»

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви [Документы]

Священный Синод Русской Православной Церкви признал невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом

Митрополит Волоколамский Иларион: Решения Константинополя — не исторические, а разбойничьи [Интервью]

В Болгарской Церкви назвали решение Константинополя не соответствующим канонам Православия

Другие интервью

Митрополит Волоколамский Иларион: Церковь борется за каждую человеческую жизнь

Игумен Филипп (Рябых): Мы не боимся, что диалог с инославными исказит нашу веру, потому что Истина нашей веры не от людей, а от Бога

Протоиерей Максим Козлов. Чем для нас ценен опыт реформ Католической Церкви?

Кардинал Вальтер Каспер: «Мы не будем продолжать диалог без участия Русской Православной Церкви»

Межхристианский диалог — это не переговоры между государствами, утверждает священник Игорь Выжанов

Верховный Патриарх-Католикос всех армян Гарегин II: «Об учебе в России я вспоминаю с любовью»

Монсеньор Фуад Туаль, коадъютор латинского Патриарха Иерусалима: «Христиане Святой Земли между молотом и наковальней»

Жан-Франсуа Колозимо, профессор Свято-Сергиевского института (Париж): «С точки зрения Православия, Запад всегда стремился к завоеванию и власти»

Профессор Карл Христиан Фельми: «Православное богословие является богословием церковного опыта»

Епископ Венский и Австрийский Иларион: «Это будет встреча двух верующих людей, каждый из которых наделен высокой ответственностью за судьбы людей»