Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Профессор Карл Христиан Фельми: «Православное богословие является богословием церковного опыта»

Профессор Карл Христиан Фельми: 'Православное богословие является богословием церковного опыта'
Версия для печати
13 апреля 2007 г. 20:20

Немецкий профессор Карл Христиан Фельми — автор многих богословских трудов, переведенных на различные языки и изданных во многих странах. Последняя его книга «Введение в современное православное богословие» вышла в прошлом году. Именно во время работы над ней богослов принял окончательное решение принять Православие, к которому тянулся с детства. О своем пути в Православную Церковь профессор Фельми рассказал в интервью сайту «Православие в Болгарии».

— Уважаемый профессор, как произошла ваша встреча с Православием?

— Интерес к Православию был у меня с ранних лет. Почему? Только Бог знает. Может быть, это как-то связано с тем, что мой отец, пастор Лютеранской Церкви, являлся членом братства, занимавшегося вопросами обновления богослужебной практики и оживления церковной жизни в современном лютеранстве. Я помню, как однажды (мне было тогда 12 лет) спросил у отца, что такое Православие. А когда я стал студентом богословского факультета Гейдельбергского университета, интерес к Православию окреп. По пути в университет был старокатолический храм, в котором каждое воскресенье совершалась православная литургия. Однажды, проходя мимо, я узнал, что как раз в этот момент там идет служба. Я зашел и… С тех пор я часто заходил в этот храм, чтобы ближе познакомиться с православным богослужением и помолиться.

Второй импульс я получил, когда готовился к семинарскому сочинению. Подбирая литературу для него в библиотеке Экуменического института Гейдельбергского университета, я случайно открыл книгу Игоря Смолича «Жизнь и учение старцев», которую с восторгом буквально проглотил. И до сих пор благодарен тому, что я знакомился с Православием на Божественной литургии и по прекрасной книге о русских старцах, а не по сухим пособиям по догматике или катехизису.

Через год я возвратился в Мюнстер, где мы с родителями жили после войны (и где я, кстати, в 1986 году познакомился и подружился с покойным ныне профессором Коевым). В Мюнстере между тем открылся Институт по изучению Восточных Церквей. Там я стал заниматься научным исследованием истории и богословия Православных Церквей, написал докторскую диссертацию о проповеди в Русской Православной Церкви XIX века.

В 1956 году в Реклингхаузене, в 70 километрах от Мюнстера, открылся Музей икон — самое богатое собрание икон в Западной Европе. Я часто ездил туда. И до сих пор поддерживаю самые тесные контакты с этим музеем. Иконы, по моему убеждению, являются важным источником для изучения православного богословия, без них невозможно понимание его богословской сути.

— Существует мнение, что православное богословие все еще пребывает в «вавилонском пленении», то есть находится под влиянием западного (католического и протестантского) богословия. Были ли какие-нибудь положительные влияния Запада на православное богословие?

— Да, были. Как известно, протоиерей Георгий Флоровский очень резко писал о развитии православного и, в частности, русского богословия после падения Константинополя; в этом смысле он справедливо говорил о псевдоморфозе православного богословия. Тем не менее он считал, что борьба за богословие в России в конце концов была выиграна: возникло самостоятельное русское православное богословие (о богословии других православных стран он не писал).

В последние годы я занимался изучением трудов русского богослова протоиерея Павла Светлова и был удивлен его эрудицией, его знанием не только святоотеческих трудов, но также и сочинений современных ему западных богословов. Он всегда указывал источники, из которых он черпал материал, что положительно отличает его в первую очередь от представителей схоластического школьного богословия XVIII — начала XIX века.

Открытая критика западного богословия никогда не вредила Православию; правда и забывать о своих литургических корнях, об аскетическом опыте Церкви православным богословам не следует. В этом отношении влияние французской Nouvelle Theologie на Парижскую школу православного богословия оказалось особенно положительным. То же самое можно сказать о богоcловском мышлении митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа), который во всех своих трудах показывал, что он в состоянии «все испытывать и хорошего держаться» (ср. 1 Фес. 5:21) — и в отношении к Западу тоже.

— Как вы оцениваете отношение протестантского богословия к православному: как исторический интеллектуальный резерв или как источник вдохновения?

— Уже хорошо то, что одни лучше узнают образ мыслей других. Но этого, конечно, недостаточно. Знание того, как мыслит другой, не приводит еще к настоящей встрече. Настоящая встреча — это когда начинаешь понимать не только другого, но в то же время и самого себя. Например, русские богословы начала XX века лишь в диалоге со старокатоликами убедились в том, что термин «пресуществление» чужд православному святоотеческому преданию. С другой стороны, я не знаю ни одного протестантского богослова, который серьезно занимался бы исследованием истории Православной Церкви и ее учения и образ мыслей которого не изменился бы под влиянием Православия. К сожалению, в наши дни это мало сказывается на общем направлении развития протестантизма.

— С того времени, как вышла в свет ваша книга, что-то изменилось в вашем отношении к современному православному богословию?

— Убеждение, что православное богословие является богословием церковного опыта, которое я получил, изучая его, и которое я выразил в своей книге, не изменилось. Конечно, написав книгу, я продолжал заниматься своими исследованиями. Например, я более глубоко и подробно занялся сотериологией и учением о кенозисе. Важнее другое. То, что моя внутренняя связь с предметом моих исследований укрепилась. А недавно я принял Православие. Это и глубоко личное решение, и своего рода естественный результат моих православных штудий, которыми я занимался всю свою жизнь. Но это не рецепт для разрешения межцерковных проблем в экуменическом контексте.

— Что бы Вы могли сказать людям, которые после известных перемен в Восточной Европе снова ищут православной веры и живого религиозного опыта?

— В России начала XX века бывало так, что люди, потерявшие веру, через какое-то время возвращались в лоно Церкви. «Но это возвращение в Церковь, — писал отец Георгий Флоровский, — слишком часто смешивалось с хождением в народ… "Вера угольщика", или старой нянюшки, или неграмотной богомолки принимается и выделяется за самый надежный образец или мерило». Я в своей книге писал, что «новейшее православное богословие направлено против одностороннего интеллектуализма, но не против обращения к интеллекту как таковому». Какую высочайшую интеллектуальную культуру находишь у святых отцов IV века! Дело не в том, чтобы исключить ум, а в том, чтобы заключить его в сердце, иными словами, нельзя отделять ум от церковного опыта. Только таким образом можно преодолеть холодный интеллектуализм, а не отказом от разума.

Кроме того, нужно учиться черпать жизнь во Христе из таинства Евхаристии. Часто забывают то, чему учил святой Иоанн Златоуст: «Есть случаи, в которых священник не отличается от подначального, например, когда должно причащаться святых Таин. Мы все одинаково удостаиваемся их… Всем предлагается одно Тело и одна Чаша… И молитвы благодарения также общие — потому что не один священник приносит благодарение, но и весь народ. Получив сперва ответ от народа и потом согласие — "достойно и праведно есть", — священник начинает благодарение. И что удивительно, когда вместе со священником взывает и народ, тогда эти священные песни возносятся совокупно с самими херувимами и горними силами».

Беседовала Мария Иванова

Православие.ru/Патриархия.ru

Материалы по теме

Круглый стол «Теология в современном мире: российский и зарубежный опыт» пройдет в Москве

В Общецерковной аспирантуре состоялось заседание рабочей группы по преподаванию теологии в вузах

Предстоятель Русской Православной Церкви: Признание теологии в качестве научной специальности — это серьезный стимул и, в хорошем смысле, испытание для церковной богословской науки

Протоиерей Владимир Воробьев: «Воспитываем кадры для Церкви, работаем на всю страну» [Интервью]

На официальном сайте Синодальной богословской комиссии опубликован текст заключения о Совместном заявлении Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви»

Опубликованы экспертные заключения в связи с рассмотрением заявления Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви»

Митрополит Минский Филарет на состоявшемся заседании Священного Синода сообщил о результатах пленарного заседания Богословской комиссии

Профессор Карл Христиан Фельми: «Православное богословие является богословием церковного опыта» [Интервью]

Председатель ОВЦС провел переговоры с главой Евангелической церкви в Германии

Русская Православная Церковь и Евангелическая церковь в Германии проводят совместную конференцию, посвященную теме «Мученики, мученичество, христианское свидетельство»

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на совместной конференции Русской Православной Церкви и Евангелической церкви в Германии «Мученики, мученичество, христианское свидетельство» [Статья]

Слово митрополита Волоколамского Илариона на торжественном приеме в честь 500-летия Реформации [Статья]

Председатель ОВЦС встретился с епископом Эббсфлитским Джонатаном Гудаллом

Митрополит Минский и Заславский Павел возглавил проведение Рождественского вечера Христианского образовательного центра

Представительство Русской Православной Церкви в Дамаске посетили сотрудники французской благотворительной организации SOS Chrétiens d’Orient

Председатель ОВЦС встретился с апостольским нунцием в России

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Митрополит Волоколамский Иларион: Церковь борется за каждую человеческую жизнь

Игумен Филипп (Рябых): Мы не боимся, что диалог с инославными исказит нашу веру, потому что Истина нашей веры не от людей, а от Бога

Протоиерей Максим Козлов. Чем для нас ценен опыт реформ Католической Церкви?

Кардинал Вальтер Каспер: «Мы не будем продолжать диалог без участия Русской Православной Церкви»

Межхристианский диалог — это не переговоры между государствами, утверждает священник Игорь Выжанов

Верховный Патриарх-Католикос всех армян Гарегин II: «Об учебе в России я вспоминаю с любовью»

Монсеньор Фуад Туаль, коадъютор латинского Патриарха Иерусалима: «Христиане Святой Земли между молотом и наковальней»

Жан-Франсуа Колозимо, профессор Свято-Сергиевского института (Париж): «С точки зрения Православия, Запад всегда стремился к завоеванию и власти»

Профессор Карл Христиан Фельми: «Православное богословие является богословием церковного опыта»

Епископ Венский и Австрийский Иларион: «Это будет встреча двух верующих людей, каждый из которых наделен высокой ответственностью за судьбы людей»